"... Учитесь читать, читая - вчитывайтесь, вчитываясь - вдумывайтесь,
|
Главная » Статьи » Тематические и авторские страницы НУ » Организация процесса |
Подготовка и организация
на примере вышивания картины И.И. Шишкина "Сосновый бор"
С благодарностью всем вышивальщицам, которые делятся своими знаниями и опытом на страницах вышивальных форумов.
Первоначальный (черновой) вариант этой статьи был написан для клуба ГК "Девичника", когда я начала вышивать эту первую из своих вышивок Golden Kite.
По мере продвижения работы над вышивкой появлялись новые идеи, были опробованы новые приёмы, совершенствовалась организация. Настоящая статья постоянно дорабатывается и дополняется в процессе работы над сложной вышивкой большого размера, в которой как и в каждой из своих предыдущих работ, я подхожу с особой тщательностью к подготовке вышивального процесса и организации рабочего места, материалов и приспособлений, которые помогают мне вышивать быстро, без ошибок и переделок, и с наибольшим удовольствием от процесса. Выбор дизайна для вышивания
Выбирая картину, мы в первую очередь имеем в виду то, что вышивание Golden Kite потребует от нас и усилий, и терпения и многих-многих месяцев (а то и нескольких лет) нашей жизни. Посему выбор – дело суперважное и ответственное. Прежде всего, выбранная картина сама по себе привлекает нас своей красотой, и мы желаем сотворить собственноручно произведение искусства, не менее прекрасное, чем оригинал.
Затем очень важно обратить внимание на качество схемы. Несомненно, Marcus Charleville - МАСТЕР с большой буквы, но все-таки он не Господь Бог и неудачные схемы у GK – явление, увы, встречающееся. В основним, из-за некачественных исходников, по которым изготовляется схема.
И выбрав картину, мы, прежде всего, внимательно рассматриваем скрин схемы. Обычно скрин показывает нам нашу будущую вышивку достаточно объективно. Значит, снимаем розовые очки, и изучаем изображение помиллиметрово. Не смущают ли нас странные пятна ни лицах, резкие неестественные цветовые переходы, или непонятные тени… и т.д.
Определить, насколько будет удачной наша будущая вышивка, с максимальной достоверностью бывает непросто.
Большую помощь в этом может оказать изучение Сравнительного анализа: «Исходник-скрин-вышивка» по дизайнам Golden Kite, который сделала для нас Ирина(fondu4ok) в своем блоге. И теперь есть прекрасная возможность посмотреть, насколько скрин схемы точно передает красоту исходинка, насколько близок скрин к оригинальному изображению, как выглядит в отшиве по схеме Golden Kite выбранная картина и сделать свои выводы.
А если есть сомнения в выборе, то посоветоваться на ФОРУМЕ в теме "Планы и вопросы по Golden Kite".
Мой выбор картины моей мечты был несколько спонтанным и необдуманным, но по счастью оказался очень удачным.
Желание вышить нечто большое и действительно красивое уже почти целый год заставляло меня с большим интересом перечитывать темы вышивок Golden Kite на форуме "Девичника", рассматривать, изучать процессы, восхищаться результатами.
Самым сложным казалось – выбрать СВОЮ ту самую единственную и неповторимую картину.
И неожиданно мой дизайн сам нашел меня, и не осталось другого выбора, как только решиться на вышивание.
Просто Маркус сделал схему с ЛЮБИМОЙ моей картины ЛЮБИМОГО моего художника.
Схема была выпущена в продажу в четырех вариантах: большой и малый, с блендами (смесями) и в чистых цветах.
Для меня после некоторых раздумий и расспросов знающих людей стало ясным, что выбирать схему следует все-таки с блендами. Именно смеси являются одной из основных «изюминок» схем GK, и их несомненным достоинством. Так как именно смеси расширяют цветовую палитру DМС, делают изображение глубже и объемнее, переходы цветов в вышивке более плавными и естественными.
Впрочем, решать и выбирать, несомненно, нужно по каждому конкретному дизайну. Мой выбор был сделан в пользу большой схемы с блендами.
Выбор сделан. Схема приобретена или найдена.
Далее определяемся с техникой вышивания и размерностью (№ ct) ткани.
Учитывая свои навыки, умения, возможности, а также желаемый размер нашего будущего шедевра, делаем выбор - НА ЧЕМ мы будем вышивать. GK дает нам широкий выбор. В таблицах схемы указаны размеры и расход ниток для тканей от 14 ct и до 32 ct.
Если наша схема имеет в ключе символы со смешанными цветами (blends), то наш выбор ограничивается тканями, на которых возможно (и нам лично удобно) вышивать в ДВЕ нитки (или в четыре, или в шесть, но количество ниток в стежке должно быть обязательно кратным двум).
Как показывает статистика, большинство вышивок Golden Kite с блендами вышивается на 18 Аиде крестом в две ниточки. Реже на 16 Аиде. На 14 аиде возможно тоже, но крестики будут «светящими» и мы рискуем получить "монстра". Впрочем, некоторые дизайны Golden Kite и интерьеры будущего владельца картины это позволяют, и крупнопиксельность тоже может смотреться хорошо и даже выигрышно. Еще реже вышивают крестом в две ниточки на ткани 22 каунта (хардангер, например), на 20 каунте (Аида. Белана). Слишком мелкие и плотные крестики усложняют вышивку и уменьшают удовольствие от процесса. Но - выбор за вами.
Петитом (или полукрестом) в две ниточки вышивают чаще всего на тканях 25 или 27 каунта. Реже на 22 (в две нитки будет светить), еще реже на 32 (слишком мелко). На вышеуказанных тканях петитом вышивают через одну нить плетения ткани. Также для вышивания GK в технике гобеленового стежка используют специальную гобеленовую сетку (10 стежков на 1 см).
Если мы выбираем для вышивания схему, разработанную в чистых цветах (Solid Colors)(один символ - один номер ниток, без смесей), тогда выбор ткани расширяется, т.к. схему в чистых цветах можно вышивать и в одну, и в две, и в три нитки без ущерба результату. И ткань можно использовать практически любую.
Выбор конкретный ткани и места ее приобретения индивидуален, и зависит от возможностей и предпочтений вышивальщицы.
Важно учесть то, что ткань желательна КАЧЕСТВЕННАЯ. От проверенного добросовестного производителя.
Далее нитки.
Для меня, в случае с Golden Kite здесь выбора быть не может. Это, конечно же, DМС. Те нитки, в палитре которых разрабатываются схемы Golden Kite.
Замена на другие нитки это в лучшем случае – неточности в передаче цветов, что негативно скажется на результате, а в худшем – возможность безнадежно испортить вышивку неудачным цветовым подбором. Замены чреваты и многими другими рисками и неприятными сюрпризами, которых можно ожидать от ниток худшего качества, чем необходимых нам для вышивания Golden Kite DМС.
Впрочем, опять же, каждая вышивальщица делает свой выбор, основываясь на своих собственных аргументах. И всем рискующим могу пожелать только сказочной удачи!
Заготавливая нитки для вышивания, желательно делать закупку всего количества, необходимого для нашей вышивки, сразу и в одном месте. Бывают случаи, когда нитки ДМС одного номера из разных партий отличаются по оттенку.
Количество необходимых для вышивки ниток рассчитываем исходя из данных таблиц-приложений к нашей схеме.
Цифра, стоящая возле номера ниток означает длину фабричной пасмы мулине ДМС (состоящей из 6 ниток) в сантиметрах. Данное число делим на 800 (длину мотка) и получаем нужное количество мотков данного цвета. И так по каждому номеру.
Как свидетельствуют опытные вышивальщицы, обычно расчетного количества ниток бывает недостаточно. Видимо программа ГК считает длину нити только на чистый стежок (лицо+изнанка). Значит, нам необходимо учитывать, что изрядное количество метров ниток дополнительно у нас пойдет еще на протяжки и закрепки. И рассчитывая необходимое кол-во ниток, лучше для уверенности приобрести ниток на четверть больше. Особенно те номера, которых используется больше всего.
Мой выбор: Техника вышивания – петит-поинт (классический гобеленовый стежок) в две нитки, ткань Лугана 25 каунта (пр-во Цвейгард), нитки ДМС - обусловлен тем, что уже имею положительный опыт и навыки вышивания гобеленовым стежком на ткани 25 каунта. Процесс нравится, вышивать достаточно комфортно и приятно. Лупой не пользуюсь.
И размер вышивки на ткани 25 каунта получится в меру огромный (80х60 см).
Мне нравится гобеленовый стежок. Изнанка получается более равномерной, без "проплешин", и многочисленные хвосты при частой смене символов легче в гобеленовую изнанку заправить, чем под "палочки" на крестиковой изнанке, и проще распределять закрепки так, чтоб не было утолщений.
И что немаловажно для вышивания очень большой вышивки, петитом вышивать в полтора раза быстрее, чем крестиком.
Вышиваю свой GK петитом по цветам.
Итак, техника выбрана, размеры рассчитаны, нитки и ткань закуплены.
Работа с ключом
Этот пункт подготовки, как я вижу, не считается для многих чем-то важным или особенным. Ключ просто распечатывают, в лучшем случае просматривают на предмет смесей и чистых цветов больше ради общего интереса, чем ради детального изучения и рационализации. Конечно же, это тоже дело личного предпочтения. Расскажу подробно, как мне видится этот этап подготовки. И как работаю с ключом и с другими таблицами, приложенными к схеме, я сама.
К ключу отношусь с особым вниманием, потому как ошибки с символами-нитками, это самые частые и распространенные ошибки у вышивальщиц, и эти ошибки с символами как раз чреваты самими большими неприятностями.
Поэтому ключ должен быть изучен досконально ПЕРЕД вышиванием, и организация НИТОК-СИМВОЛОВ должна быть наиболее удобной и рациональной.
Из дополнительных таблиц схемы я составляю для себя таблички, в которые помещаю все данные, необходимые для выбранного мной размера и каунта ткани. То есть, уменьшаю таблицы, выделяю в них важную для себя информацию, классифицирую ее таким образом, чтобы иметь перед глазами то, что мне нужно знать и помнить, а также иметь возможность вносить в эти таблицы свои пометки и замечания.
Например, очень полезна вот такая таблица-классификация, где у каждого цвета - все его символы, блендов и чистых, и цифры данного расхода ниток. По этой таблице удобно заряжать нитками оргнанайзеры, контролируя лишний раз при этом точность распределения ниток для работы.
На основании таблицы (на рис.слева) у меня также сделаны органайзеры для размещения предварительной нарезки ниток (1,2,3,4 и т.д.) Об этом подробнее ниже.
Самое главное, до начала вышивания, необходимо отследить и классифицировать все «опасные» символы. Знать и понимать различие между ними.
Все символы схемы я распределила по картинкам, а все похожие символы поместила рядом. Собрала группами по 25 (сторона паковского органайзера рассчитана на 25 символов) и сделала «линеечки» для своих рабочих органайзеров.
Эти таблицы я делала в Фотошопе, потому что не знала в начале вышивания о более простых способах.
И девушки из клуба Golden Kite придумали прекрасный способ изготовления линеечек для органайзеров в Экселе. Все благодарности автору идеи - Ирине (Loza2003). Её подарок нам - готовая заготовка для 200 стандартных символов ГК. (Забираем ЗДЕСЬ файл Excеl)
Достаточно внести номера ключа конкретного дизайна.
Если же в ключе есть другие символы, то их легко найти в стандартных наборах символьных шрифтов CrossStitch3 и CrossStitch2.
Организация символы-нитки-иглы
Важность следующего пункта списка трудно переоценить, и она очевидна для всех. Мои верные друзья и помощники уже два года во многих-многих вышивках. Прекрасно с ними вышивать и GK, как оказалось.
Четыре органайзера - и ВСЕ 200 символов прекрасно и удобно классифицированы. Нарезанные нитки, иглы с ниточками, символы и номера ниток - всё на одном приспособлении.
Для блендов у меня висят два цвета на одном штырьке так же напротив своего символа.
Для чистых цветов нарезка 70 см и на один штырек органайзера вешаю три пасмочки, для блендов - по две пасмочки каждого цвета (всего четыре на штырьке) нарезаны по 35 см.
Большинство блендов с хорошо заметной разницей цветов.
Если оттенки очень близкие, почти неразличимые, тогда пасмочки одного из двух цветов обвязываю тонкой ниточкой контрастного цвета у самого штырька.
Символы на органайзерах классифицированы по картинкам (кружочки к кружочкам, треугольнички с треугольничками и т.д.) - так легче быстро и безошибочно находить нужный символ. Возле символа есть номера ниток.
Выбранный для вышивания символ нахожу на органайзере, и сразу вижу: один номер ниток - чистый цвет, вытягиваю одну нитку (70 см) складываю вдвое, вдеваю в иглу(35 см), шью. Возле символа бленда указано два номера ниток, вытягиваю две ниточки (каждого цвета по одной) вдеваю две в иглу (35 см), шью.
Когда после отшива нужного числа символов остается нить в игле, иголку со вдетой ниткой вкладываю в органайзер к своему символу и своей пасмочке ниток. Иногда у меня по две иглы у символа, с нитками разной длины.
Ключ, напечатанный на бумаге, можно убрать подальше, он уже не нужен. Вся информация о каждом из символов - на органайзере. Система практически исключает ошибки. У меня не случилось ни разу, чтобы я спутала символ.
Взять органайзер и достать нужную нитку (одну из двухсот) занимает несколько секунд. Ни минуты не тратится на поиски и сверки. Когда заканчиваются нитки на штырьке, тут же вижу, какой номер нужен.
Так как конструкция паковских органайзеров не рассчитана на навешивание большого количества ниток сразу (я держу на одном штырьке не более 5 пасмочек) -
- Важно организовать простую и быструю возможность для доподзарядки органайзеров нитками.
Очень удобно сделать предварительную нарезку всех необходимых для процесса ниток и доступно расположить их.
Для своего процесса я сделала семь табличек-органайзеров по номерам ниток, задействованных в моей вышивке, по 20 номеров на табличке (фото выше), и нарезала все нитки отрезками по 72 см (моток DМС на 11 пасмочек), навесила нарезку на картонные органайзеры.
Возле каждого номера указаны все символы, в которых данный цвет задействован, и цифра расхода ниток (данного разработчиком) ориентирует на количество пасм, которые необходимо подготовить для всей работы.
И закрепила в папке-скоросшивателе, переложив файликами для косточек DMC, которые предохраняют нитки от спутывания, и от пылинок-соринок. Как заканчиваются нитки у какого-то символа на органайзере, уже вижу и знаю, насколько часто встречается этот символ, сколько нужно пасм - одну, или сразу три-четыре. Потом открываю папку с уже готовой нарезкой и легко вытягиваю нужное количество отрезков нужного номера, уже готовых для зарядки рабочего органайзера.
Чистый цвет вешаю как есть - длиной, а бленд режу пасму пополам. НО! Такая система расположения предварительной нарезки ниток по номерам удобна, когда мы вышиваем схему с блендами. По символам здесь правильно распределить все количество ниток невозможно.
Да. Разработчик дает нам ориентировочный метраж ниток по каждому номеру, но ведь один номер ниток часто задействован сразу в нескольких символах, и определить какому символу нужно будет две пасмочки, а какому двадцать две - весьма затруднительно, особено когда схема состоит из сотни листов. Посему - для вышивки с блендами (смесями) запас ниток распределяю по номеру ниток (указывая у каждого номера все его символы). Когда у меня и на рабочих органайзерах, и на органайзерах, где я держу запас ниток указаны и номера и символы, то при доподзарядке осуществляется двойной контроль правильности. Ошибки - исключены.
Если выбранная нами схема ГК разработана в чистых цветах, тогда предварительно подготовленные отрезки ниток логичнее расположить не по номерам, а сразу по символам. Ведь каждому номеру ниток соответствует только один конкретный символ схемы. И загружать рабочие органайзеры будет удобнее, и меньше риск ошибиться с цветом.
Подготовка натяжка и разметка ткани
Мой выбор для размещения ткани при вышивании всех вышивок – гобеленовые рамы.
Пяльцы, снапы и т.п. не рассматриваю. Причина – личное предубеждение. Пяльцы попросту не люблю и не использую никогда, а снапы так же как и пяльцы, требуют постоянного передвижения и перенатяжки, и мнут, ломают вышивку….
Но это, опять же, дело личного предпочтения, привычки, удобства.
Для своей вышивки GK взяла наибольшую из своих рам: 70х30 см.
Размер моей вышивки 800х600 символов, и я приобрела на СЕВе кусок луганы (25) цвет антик вайт, стандартного размера 70х100 см.
Ткань располагаю на раме поперек и вышиваю свою вышивку в повороте на 90 град. Купленный кусочек целиком и полностью закреплен на раме.
Мою Лугану пришлось завернуть по 1,5 см по бокам, чтобы поместилась целиком и осталось место для горизонтальной натяжки к боковым планкам..
О расположении и натяжке ткани для своей большой вышивки рассказываю с фотографиями в новостях процесса
Разметка - очень важное дело. Как для облегчения вышивания, так и для страховки от ошибок.
Разметку для большой вышивки целесообразно рисовать частями. Удобно размечать небольшой кусочек ткани перед началом вышивания каждого нового листа схемы.
В начале же. Нахожу центр. Провожу верхнюю линию края вышивки. От центра отсчитываю и отмечаю 30 отрезочков по 10 ниточек (половину размера моей вышивки). От отсчитанного угла вышивки уже и рисую разметку на лист-другой схемы.
Предстартовая фотография моей вышивки GK
В процессе разметка по ходу вышивания.
Да, еще нюанс, на уже вышитых участках, там, где разметка маркером просвечивает под светлыми нитками, просто чтоб вид вышитого был приятнее, удаляю разметку проводя по вышивке мокрой ватной палочкой.
Работа со схемой и порядок вышивания
Схема моей вышивки состоит из 153 листов.
И чтобы удобнее ориентироваться и знать, на каком листе схемы какой кусочек картины, сделала разбивку всей своей картины по листам.
Для того чтобы сделать такую разбивку, достаточно посмотреть на схеме, сколько листов в горизонтальном ряду, ну и сколько рядов всего (кол-во листов по вертикали), вспомнить арифметику, и расчертить картинку. Например, на бумаге в распечатке.
Или сделать сетку в доступной графической программе. Я свою сетку нарисовала в программе CorelDRAW по кол-ву листов в своей схеме. (этот файл .png можно использовать для разбивки вашей схемы) Величина ячейки сетки 48х68 единиц (кол-во символов в листе схемы). Добавляем картинку под сетку, подгоняем размеры, учитывая, что листы крайних рядов меньше. И проставить цифры соответственно номеров листов схемы. Процесс вышивания у меня происходит не стандартно, а поперек, в повороте.
Начала с правого верхнего угла рамы (левого верхнего картины) и вышиваю вниз по 4 листа ряда (до края рамы), затем перехожу левее и вышиваю следующие 4 листа, потом еще левее. Пока не зашила все доступное пространство на раме и до нижнего края картины мини рядками по 4 листа
картинка-скрин
вышивка
Потом – перекрутка ткани на раме, и дальше вышиваю по такому же принципу.
Второй этап вышивания
картинка-скрин
вышивка
Третий этап
картинка-скрин
вышивка
Четвертый этап
картинка-скрин
вышивка И пятый завершающий
Приятнее и спокойнее вышивать, когда не только представляешь реальный размер «бедствия», но и знаешь: как, в каком порядке, и каким образом будет заштопана эта простыня.
153 листа схемы – это серьёзно.
Для начала их желательно все распечатать, и сложить удобным образом, чтобы было сподручно доставать нужный лист.
Для всей кипы бумаги я завела папку-скоросшиватель. Где по файликам у меня разложены мои таблички, в том числе и табличка, в которой я отмечаю количество купленных моточков ниток, интересно будет подвести итог в конце, насколько точны данные по расходу ниток.
Там же и листы схемы. В одном файлике – один ряд (17 листов). К листикам своего ряда я кладу и кусок схемы, где недовышитый «рваный» край от уже вышитого соседнего листа. Этот кусочек будет подклеен, когда придет очередь на вышивание.
Для вышивания лист схемы креплю к раме в непосредственной близости к вышиваемому участку. Схема повернута, т.к. вышиваю поперек. Под лист схемы подкладываю целлофановый пакетик для страховки.
По мере вышивания к отшитому листу подклеиваю следующий. Четких границ листов на вышивке избегаю. Не стоит рисковать получить потом полосы на готовой вышивке на границах листов Вышив миниряд из 4 (3) листиков, отрезаю от схемы недовышитый кусочек, потом он будет подклеен к следующему листу схемы.
Стратегия и тактика процесса вышивания
По моему убеждению, сложная схема Golden Kite требует самой тщательной двойной раскраски. Схему раскрашиваю текстовыми маркерами. На сайте есть подробная статья о раскраске схемы и маркерах
Красить схему и вышивать можно разными способами. Каждый поступает как ему удобнее.
Мне нравится, чтобы изображение прорисовывалось пусть небольшими кусочками, но зато целиком и полностью, без пропущенных мест. Поэтому и вышиваю постепенно и последовательно. Размечаю и вышиваю сразу не более чем по пол-листа. 1.Креплю лист схемы на раму, выбираю любой символ сверху от уже вышитого. И закрашиваю желтым маркером выбранный символ на всю ширину листа вниз квадрата на 2 или 3, без резкой границы.
2. Потом вышиваю выделенное и закрашиваю на схеме зеленым вышитое. Если символов немного, то вышиваю их все. Если много, и нужно несколько перезарядок нитки, то действую по настроению. Надоедает цвет - оставляю его, и крашу следующий символ. Но обязательно все закрашенное желтым зашиваю и мажу зеленым, меня отвлекает, если на схеме остаются недовышитые желтые символы, когда надо уже вышивать следующий. 3. Потом крашу желтым следующий символ примерно до условной линии ориентира полулиста. Иногда чуть не доходя, или чуть переходя "границу", в зависимости как расположены значки на схеме. Вышиваю отмеченное. И так далее. 4. Вышиваю сверху вниз, одиночки закрываю сразу. Дырок на потом не оставляю. 5. Когда отшиты условные пол-листа (с рваным краем конечно же), доклеиваю вниз следующий лист схемы, поднимаю бумагу вверх, загибаю зеленую (вышитую) часть схемы за раму, креплю заколкой, и размечаю-шью дальше вниз по тому же принципу. 6. Для отметок ошибок и пропущенных значков использую лиловый (фиолетовый) маркер.
Когда заканчиваю вышивать, поворачиваю раму вертикально, задвигаю станок в угол или к стенке, и могу любоваться вышивкой, видя, насколько она выросла.
Но есть и другие стратегии вышивания. Мне кажется более логичной и быстрой система вышивания Golden Kite у Ирины (ifon). Она закрашивает и отшивает сперва самый частый символ на двух-трех листах. Потом берёт следующий самый большой по числу символ. Тогда не надо менять постоянно иглы, а получается долго вышивать одним цветом. Так постепенно от большего к меньшим доходит и до одиночек. В конце закрывает одиночки и получается сразу готовые три листа.
Для вышивания ГК можно с успехом применять МЕТОД ПАРКОВКИ Прочитать ВСЁ о различных методиках вышивания парковкой (парковка крестиком, гобеленовым стежком, полукрестом, парковка рядами, квадратами, диагональная парковка) - Вышиваю двумя руками. Левая сверху, правая снизу, под вышивкой. Руки лежат свободно и расслабленно, работают только кисти рук.
На сайте есть статья, в которой подробно описано как я вышиваю,о технике двух рук.
Нить креплю всегда только на изнанке. И в начале и в конце. Кручу раму поминутно.
Мой станок для вышивания обеспечивает мне комфортное вышивание и легкий доступ к изнанке.
Гобеленовая изнанка толстенькая, в экстремальных местах лохматая, но равномерна по своей толщине. Изнанка есть изнанка, не вижу повода ни гордиться, ни стыдиться. По окончанию работы все это будет спрятано под багет.
Начало работы - 9 октября 2009 г. К 25 сентября 2010 г. вышито 117 листов схемы(из 153)
Отчеты о завершенных этапах вышивки
Первый Второй Третий Четвертый | |
Категория: Организация процесса | Добавил: zlataya (28 Февраля 2010) | |
Просмотров: 138151
| Комментарии: 31
| Теги: |
Всего комментариев: 23 | 1 2 » | |||||||||||
| ||||||||||||
1-10 11-15 | ||||||||||||
Теория и анализ [13] |
Дизайнеры, схемы, наборы [16] |
Вышивка и компьютер [16] |
Организация процесса [19] |
Виды вышивки [14] |
Технологии вышивания [18] |
Метод "парковки" в вышивке [12] |
Станки для вышивания [27] |
Рамы (снапы, пяльца) [15] |
Органайзеры [19] |
Аксессуары и дополнения [16] |
Материалы [16] |
Оформление [22] |
Мастер-классы [43] |
Таблицы и инструкции [16] |