"... Учитесь читать, читая - вчитывайтесь, вчитываясь - вдумывайтесь,
|
Главная » Статьи » Тематические и авторские страницы НУ » Виды вышивки |
Современные символьные счётные схемы для вышивания
разрабатываются с помощью компьютерных программ, с учетом особенностей специальных тканей и богатых цветовых палитр ниток для вышивания.
Схемы усложнились, стали подробными, детализированными, максимально приближая вышивку к исходному изображению, с которого делается схема. Новые приспособления для вышивания, рациональные системы организации процесса позволяют нам вышивать быстрее, эффективнее, с большим удовольствием более сложные и красивые вышивки.
Но сам принцип ручной вышивки не изменился. По-прежнему две руки у вышивальщицы, а иголка с ниткой – это главный рабочий инструмент.
И основные техники, используемые при вышивании сложных современных счетных схем, это:
Также широко применяются всяческие вспомогательные фигурные стежки для украшения вышивок и прорисовки мелких деталей.
Самая же популярная и используемая техника – это простой крестик.
1. Вышивка крестом
Техника вышивки крестиком проста понятна с первого взгляда даже школьнику:
два стежочка, укладываемые поочередно крест-накрест в виде буквы Х.
Крестики вышиваются вплотную один к одному и при сплошной зашивке из одной дырочки ткани выходят в разные стороны четыре нитки четырех стежков.
(на фото)Вышивка крестиком
1. На блочной ткани-канве Аида
2. На ткани равномерного плетения через две нити основы
3. На ткани равномерного плетения через одну нить основы
Верхние стежки крестика должны располагаться в одном направлении, одинаковом на всей поверхности вышивки.
Порядок вышиванияпроизвольный, зависит от расположения одинаковых символов на схеме и от фантазии и логики вышивальщицы: каким образом она распланирует свой алгоритм вышивания.
Обычно сперва вышиваются нижние половинки группы крестиков один стежок за другим, затем, как бы возвращаясь, вышиваются верхние стежки этих крестиков.
Техника вышивания крестиком широко используется при самых различных стилях и сюжетах изображений. Особенно хороши вышитые тонкими легкими крестиками в одну ниточку на тканях равномерного плетения изящные, акварельные, реалистичные изображения.
С приходом в арсенал вышивальщицы специальных «блочных» тканей типа АИДА, очень популярной и удобной стала техника полукрестика.
2.Вышивка полукрестом
Полукресты активно используются разработчиками схем для вышивания фонов вышивки, а часто и сам основной узор также вышивается полукрестиками в различное количество ниточек.
На твердой Аиде полукрестики ложатся ровно, красиво, вышиваются быстро, и с минимальным расходом ниток.
Часто полукресты используются в сочетании с крестиками для придания вышивке объема и выразительности.
Вышивать полукрестом технически очень просто. Название стежка говорит само за себя. Это половина (одна диагональка) крестика.
Направление полукреста может быть как справа-налево, так и слева-направо. Обыкновенно производитель схемы указывает в инструкции или дает обозначение (рисунок) в ключе схемы, по которому понятно, в каком направлении укладываются полукрестики при вышивании.
Читать инструкцию и следовать рекомендациям разработчика – очень полезно, т.к. обыкновенно от направления полукреста зависит выразительность вышивки, а часто и ее очертания, логика и смысл изображения.
Например, у Дименшнс схемы разрабатываются таким образом, что направление полукреста идет в противоположном направлении по отношению к верхнему стежку крестика. А при вышивании схем Анкор и Ланарте мне встречались рекомендации делать направление полукреста таким же, как и направление верхнего стежка крестика.
Полезно научиться вышивать полукрестики в обоих направлениях, чтобы не сбиваться при вышивании.
Если же полукрест не несет особой дизайнерской нагрузки и просто используется для зашивки фона, тогда направление значения не имеет, и можно вышивать так, как удобнее самой вышивальщице.
При вышивании на Аиде в три, четыре, пять и шесть ниток, вышивка полукрестом по своей фактуре и плотности смотрится практически как гобелен.
Этим и пользуются производителя схем, чтобы добиться гобеленового эффекта у вышивки, и вместе с тем упростить процесс вышивания и сэкономить нитки.
На вышивание полукреста уходит на треть меньше ниток за счет длины изнаночной части стежка.
Гобеленовый эффект при вышивании воды плотными полукрестиками на 18 аиде в дизайне Дименшнс
Поэтому в современной вышивке техника полукреста широко используется для вышивания дизайнов на Аиде со сплошной зашивкой, когда рисунок вышивки выполнен в плотном, «ковёрном» стиле.
Вышивки полукрестом в 4, 5, 6 ниток на Аиде смотрятся красиво, ярко, тепло, выразительно и по своему виду схожи с гобеленами. А вышивать полукрестом - проще, чем классическим гобеленовым стежком.
3. Вышивка гобеленовым стежком (Petit-point)
История популярности гобеленового стежка берёт начало из тех времен, когда не существовало разнообразных специальных тканей для вышивания. Гобеленовым стежком вышивали или на простых натуральных самотканых тканях, или на специально обработанных сетках. И чтобы придать будущей вышивке ощутимый объём, вес и плотность, широко использовался гобеленовый стежок. Вышиваемые рисунки предусматривали полную зашивку всей поверхности основы.
Вышивки-гобелены (а еще ранее - тканые гобелены) часто исполняли функции ковров и одеял.
Но вернемся к нашим временам и к современным схемам. Сейчас в технике гобеленового стежка разрабатывают свои схемы традиционные производители дизайнов гобеленовых вышивок.
У нас популярны румынские (Рогобелен , Гобленсет ), болгарские (Стоянка Иванова ), немецкие (гобелены Вилера ) гобелены.
Выпускаются наборы, которые комплектуются специальными тканями для вышивания гобеленов. Популярна румынская мелкая гобеленовая сетка (10 кл в 1 см). Вышивают на такой ткани петит-поинтом (простым гобеленовым стежком) в две ниточки мулине.
Также для вышивания гобеленовым стежком используют специальным образом обработанный Лён или специальную ткань Страмин, по которым вышивают шерстью, нитками Ирис или мулине в 6 сложений.
Внешне своим лицевым стежком гобеленовый шов очень похож на полукрест.
Основное видимое существенное отличие – это изнаночная часть стежка.
Если при вышивании полукреста стежок по изнанке проходит по кратчайшему расстоянию между двумя точками выхода нитки на лицо (прямой короткий стежок), то при вышивании петитом (гобеленовым стежком) изнаночная часть стежка идет по самому длинному расстоянию между точками выхода (длинный диагональный стежок).
При вышивании гобеленовым стежком наша ниточка как бы обвивает, обнимает нить плетения ткани, и за счет этого лицевой стежок ложится более компактно, аккуратно, ровнее и красивее, чем полукрестик.
Это различие особенно хорошо видно, когда мы вышиваем по ткани равномерного (корзинного) плетения.
При мелких стежках на равномерке, если вышивальщица не обладает умением мастерски укладывать стежки, контролируя натяжение нити в игле, то полукрестики будут смотреться не аккуратно и некрасиво в отличие от стежков петита, которые за счет более длинного стежка по изнанке и другого расположения нити получаются лучше, даже если вышивальщица не очень опытная и профессиональная.
На фото видно, как отличается рядок, выполненный полукрестиками, когда все остальное пространство зашито гобеленовыми стежками.
Поэтому гобеленовый стежок (петит-поинт) широко используют при вышивании дизайнов подробной тонкой проработки на тканях равномерного плетения, когда все пространство изображения зашивается полностью, и желательна гладкая, плотная, насыщенная, равномерная поверхность всей вышивки.
Технически вышивать петитом не сложно. По картинке вполне возможно понять логику стежка. Первое время, вышивая гобелен, я при каждом стежке мысленно представляла, как ложится нитка на изнанке, и даже часто переворачивала вышивку, и смотрела - правильно ли получается изнаночный стежок. Да и когда нечаянно сбиваешься с петита на полукрест, это сразу чувствуется, стежки получаются не такими красивыми, и за счет "корзинного" плетения ткани основы, стежки полукреста постоянно норовят провалиться под нить ткани.
Первый свой гобелен я начала вышивать с ровных рядков одного цвета. Вышив несколько вертикальных и горизонтальных полос одной ниткой, я "почувствовала" стежок и поняла логику петита на практике, постепенно приучилась "думать петитом".
Далее - разбросанные символы вышивала по цветам, старалась предварительно продумывать путь каждой нитки так, чтобы вышивать как бы зигзагами, горизонтальными рядками туда-сюда. Но если символы расположены по схеме вертикально, вышивала вертикальным петитом.
Переходы между рядками делала как получалось, но старалась, по-возможности, чтобы, переходя с рядка на рядок, стежок по изнанке шел так же диагонально, но сильно не переживала, если не получалась сделать изнанку идеальной. В основном старалась, чтобы протяжки по изнанке не были слишком длинными, и все изнаночные стежки, закрепки и протяжки распределялись равномерно, без утолщений и бугров.
"Одиночки" при вышивании петитом по цветам - это по сути полукрестики, но когда одиночные символы идут через клеточку в одном рядке, тогда шаги между символами делаю длинные диагональные. А если даже всего два символа стоят рядом, тогда уже вышиваю их петитом, с длинной диагональкой. При вышивании по цветам получается вышивка «ленивым» петитом, мешается вертикальный и горизонтальный петит в зависимости от расположения символов схемы.
Правильнее вышивать гобеленовым стежком по рядам, по вертикальным или по горизонтальным.
Классическом петитом вышивать хорошо получается при использовании метода «парковки».
Petit-Point это так называемый маленький гобеленовый стежок 1:1 клетка ткани.
Для облегчения вышивки, чтобы быстрее вышивались фоновые или однородные участки изображения, часто используются
Высокие(Вилеровские)
гобеленовые стежки.
В таком случае схема состоит из двух частей. Фоновая (основная) часть схемы изображена в масштабе вдвое крупнее. И каждый символ фоновай части схемы вышивается на 4 клеточках ткани.
Возможно вышивать четыре одинаковые петитики, но для ускорения вышивки и для того, чтобы рисунок фона не получился «квадратным», для сглаживания цветовых переходов, вышивают вместо четырех петитинок два высоких гобеленовых стежка 1:2
А вторую часть схемы (фрагмент) в масштабе 1:1 вышивают уже классическим гобеленовым стежком
Иногда под понятием «петит» (не путать с petit-point) подразумевают и маленький крестик. В некоторых дизайнах, вышиваемых крестиком на ткани равномерного плетения через две нити основы, также предусматриваются фрагменты, которые нужно вышивать вдвое меньшими символами (здесь мини-крестиками)
Четыре маленьких крестика на месте одного большого.
Схема Терезы Венцлер
Или двумя узкими крестиками на месте одного обыкновенного крестика
Схема Херитаж
Итак, основными стежками при вышивании современных схем нам служат крестик, полукрестик, и гобеленовый стежок.
И тот, кто освоит простую технику выполнения этих стежков – может вышить любую, даже самую сложную на первый взгляд схему, при наличии старательности и терпения.
Чего всем и желаю!
Статья написана
17 марта 2010 года Часто начинающие вышивальщицы задают вопрос: «В чем разница между полукрестом и петитом ведь на лицевой стороне вышивки они выглядят практически одинаково, и какую технику выбирать для вышивания?» 0. История гобеленового стежка. 1. Техники для сложных счетных схем: крестик и петит-полукрест 2. Полукрест и гобеленовый стежок петит-пойнт - основные различия - когда и для чего применяются - на каких тканях вышиваются - плюсы и минусы этих техник - возможные неприятности 3. Совмещение петита и полукреста в одной вышивке. | |
Категория: Виды вышивки | Добавил: zlataya (17 Апреля 2012) | |
Просмотров: 259228
| Комментарии: 18
| Теги: |
Всего комментариев: 16 | |||||||||||||
| |||||||||||||
Теория и анализ [13] |
Дизайнеры, схемы, наборы [16] |
Вышивка и компьютер [16] |
Организация процесса [19] |
Виды вышивки [14] |
Технологии вышивания [18] |
Метод "парковки" в вышивке [12] |
Станки для вышивания [27] |
Рамы (снапы, пяльца) [15] |
Органайзеры [19] |
Аксессуары и дополнения [16] |
Материалы [16] |
Оформление [22] |
Мастер-классы [43] |
Таблицы и инструкции [16] |