Понедельник, 05 Декабрь 2016, 07:24
Приветствую Вас Гость

"... Учитесь читать, читая - вчитывайтесь, вчитываясь - вдумывайтесь,
вдумываясь - понимайте, поняв - делайте."©

Народный УЧЕБНИК вышивки

Главная » Статьи » Тематические и авторские страницы НУ » Организация процесса

«Припорох» для глади

Светлана Кремлёва *5566*
Традиционный способ переноса рисунка на ткань для вышивания. Метод «припороха»
(мастер-класс)

Вот решила поделиться опытом перевода рисунка способом "припорох" (оно и правда, как припорошил). Этому способу нас научили во Мстёрском художественном училище, на отделении ручной вышивки. Этим же способом переводили рисунки и на фабрике им. Н.Крупской во Мстёре.
Если будет интересно, то на досуге можете о Мстёрской вышивке посмотреть вот здесь на сайте


Много лет белой гладью не вышивала, а тут что-то взялась, но столкнулась с новой реальностью.
Во-первых нужно было найти кальку, помните, раньше продавали - такая вощеная, прямо-таки глянцевая, оказалось в магазине продают обычную папиросную бумагу - она не годится, размокает, но по интернету лазила- теоретически она есть (для всяких КБ была раньше, но теперь компы). Мне подружка принесла такую.  Во-вторых – синька (тоже беда).


Приготовить нужно:
  • кальку,
  • карандаш с иголкой,
  • кусок ваты, чтобы можно было сделать шарик размером примерно 5см в диаметре,
  • керосин (желательно прозрачный, бесцветный),
  • синьку (простую "советскую", которая, как мука совсем была, помните?!
Когда я с этим столкнулась, то оказалось, что ее теперь не производят, есть жидкая (!она категорически не подходит!) и есть сухая, но она по структуре, как мелкая соль "Экстра", ее надо или растереть до консистенции муки, или все равно искать "Советсткую", где-нибудь у соседок по чуланчикам найти можно - с трудом, но я нашла.



Почему синька?
  • она  хорошо держится на ткани, на всем протяжение вышивки,
  • отстирывается легко,
если вдруг вы не зашили нитками краешки рисунка (на фабрике требовалось по контуру рисунка зашивать, так чтобы синьки не было видно, так как там изделия не стирают, все должно быть очень чисто сделано).

Сначала попробовала переводить рисунок современной сухой синькой, но она оказывается не так легко отстирывается, проштудировала весь интернет (знаю про синьку теперь ВСЕ)  теперь ее делают из какого-то другого минерала, даже не знаю, чем сейчас переводят на фабрике, может старые запасы остались?
Хотя за 90-е годы все закрылось наверное, даже закрыли наше отделение вышивки  в училище, хотя слышала звон, что, якобы две девочки пришли учиться и их взяли. Вот так "сохраняются" традиции.


Теперь по делу:
1. Переводим рисунок аккуратно на кальку, тоненькой линией, чтобы потом удобно было накалывать.



2. Потом берем простой карандаш и тоненькую иголку, чем тоньше кончик, тем лучше.
В карандаш  с обратной стороны втыкаем иголку ушком в карандаш. Перпендикулярно поверхности (на чем-нибудь жестком, чтобы кончик иголки не вошел  в то, на чем втыкаем).



Начинаем накалывать рисунок на кальке с шагом, не более 1,5-2 мм между колками (предварительно положите под кальку какую-нибудь бумагу, двойную газетку (но и не толстый слой, чтобы вся иголка не уходила в кальку), чтобы не сильно прокалывалась, надо совсем чтобы "нано"-отверстия были. Ну и естественно под газетой нужно что-то твердое, но чтобы было не жалко, все-таки иголка острая.
Накалываем весь рисунок, перпендикулярно держа иголку.



Если рисунок огромный, то наберитесь терпения, помню, накалывала свой диплом неделю вечерами - работа была большая.
Периодически на свет кальку смотрите - сразу увидите, где недокололи рисунок.
Если не хочется переводить на кальку рисунок, то изначально закрепите кальку на бумаге с рисунком, чтобы потом не сдвинуть его.  

3. Потом берете ватный тампон и смачиваете его керосином - несильно, как обычно лосьоном смачиваем, и всю кальку пройдите тампоном, во-первых, вы увидите сразу свои огрехи, где что недокололи.



Потом  еще раз смочите в керосине этот тампон и слегка  обмакните в синьку и весь рисунок смазывайте тампоном с синькой, можете это сделать на белой бумаге, чтобы видели, как он отпечатается на ткани потом.
Затем  закрепите кальку на ткани так, чтобы  потом, двигая тампоном, вы не сдвинули рисунок. Так же, как делали, пробуя на бумаге, весь рисунок переведите на ткань, по мере надобности смачивайте тампон керосином и обмакивайте в синьку. 



Объясняю, почему керосин.
Нет ни одной жидкости, которая бы лучше имела проникающую способность через отверстия, чем керосин.
Потом - он не дает размокать кальке, и, если нужно, вы потом можете ею пользоваться сколько угодно раз. (Хотя конечно дома вряд-ли, обычно , что вышили, то уже не повторяется. Но может какой подружке пригодится, или если один фрагмент много раз повторяется, то не надо переводить много раз. (На фабрике до 200 изделий одной калькой переводили).
Керосин потом выветрится, пятен никаких не остается.



 На темную ткань переводили точно так же, только использовали вместо синьки - зубной порошок. Но только он не очень хорошо держится, со временем все же осыпается, но это если очень долго вышивать будете.
Только все манипуляции с калькой надо проделывать на той стороне, с какой кололи, а то обратная сторона будет шершавая.     

Может кому-то покажется этот способ замудреным и вышивая очень редко гладью, им не очень-то захочется возиться, а вот если большая работа, то стоит постараться и наколоть.
  • Во-первых это очень аккуратно смотрится и долго держится,
  • во-вторых все легко потом отстирается (кто переводил рисунок через копирку или карандашом - тот поймет). 

Вот решила весь процесс вам показать, может будет интересно.
Ткань с переведенным рисунком натягиваю для вышивания так, как рассказывала в статье НУ "Пяльца-рама. Старинные секреты мастериц"



Бутылку специально поставила на запяленный шифон, чтобы было видно - какая натяжка ткани.
Это я купила шифоновый (а может капроновый) шейный платок за 100 рублей и решила вышить на нем шелковыми нитками. 



Правда, сильно нитки скользят туда-сюда



Вот такая получилась вышивка



 Приятного вышивания!


Светлана Кремлева (Тайчина)
Категория: Организация процесса | Добавил: 5566 (28 Февраль 2013)
Просмотров: 11155 | Комментарии: 6
Всего комментариев: 6
5  
У нас на фабрике тоже использовалась синька, но раствор был на водяной основе и к нему прибавляли несколько капель машинного масла, чтобы точки на ткани не растекались.

6  
но тогда калька размокает, получается недолговечно. Но для разовых моментов- пойдет

4  
Все правильно, просто тогда не было таких карандашей и маркеров, выкручивались -кто как мог. Но этот метод хорош , если нужно много копий делать, может какие-то костюмы одинаковые или в  производстве. Как на фабрике, когда одной серией ни одна сотня одинаковых вещей. Просто предложила как вариант.

3  
На учебном китайском диске, где учат гладью вышивать показан более простой способ. Там на раму натянули всю ткань, то есть  вся вышиваемая площадь была видна. Натянули тонкий шелк именно как тут показано, так что на него бутылки и тарелки ставить можно. Потом приметали снизу кальку с рисунком и просто прорисовали по ткани своим водорастворимым маркером. Свидетельствую, что черта у него тонкая, как у хорошей гелевой ручки и он смывается начисто при пятиминутном погружении в воду комнатной температуры. Китайский маркер купить все-таки куда проще, чем советскую синьку и керосин, да и времени это займет куда меньше. Как говаривал незабвенный доктор Мортимер: Tempora mutantum et nos mutamur in illis. (Времена меняются и мы меняемся вместе с ними). А как пишет Терри Пратчетт, на дворе, в конце концов давно уже век летучей мыши.

1  
Какая же красота у вас получилась. А нас на кружке вышивки учили вместо синьки графитный порошок от карандаша использовать.

2  
наверное можно всякими порошковыми красителями пользоваться, но вопрос в том - как это будет отстирываться?! Поэтому пользовались только ТОЙ старой синькой! Удачи!!!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама


Yandex
Поиск
Сopyright
© Копирование, публикация
и распространение материалов http://zlataya.info/
возможны только с разрешения автора и владельца сайта ©